Чёрное зеркало (англ. Black Mirror) — британский фантастический телесериал, созданный по сценарию Чарли Брукера (англ.)русск.. Эпизоды не связаны между собой ни сюжетом, ни актёрами, ни временем или местом повествования. По словам Брукера, все сюжеты объединяет лишь сатира на тот образ жизни, что распространён в современном обществе. Сквозная тема — влияние информационных технологий на человеческие отношения.
Неизвестные похищают британскую принцессу Сюзанну, красивую молодую девушку и всенародную любимицу. Похитители выдвигают единственное требование — чтобы действующий премьер-министр Великобритании совершил половой акт со свиньей, и это должно транслироваться по всем кабельным и спутниковым каналам национального телевидения. Требования террористов записаны на видео и размещены на Youtube, поэтому сохранить скандальную запись в тайне не удается. У кабинета премьер-министра есть всего несколько часов на принятие решения. Попытки розыска и захвата похитителей заканчиваются провалом. Идея заменить премьер-министра порноактером утекает в Twitter и похитители при помощи новой видеозаписи убеждают общественность в том, что отрезали принцессе палец для демонстрации серьёзности своих намерений. После этого общественное мнение склоняется к тому, что премьер-министр должен выполнить требования похитителей. Премьер-министр вынужден заняться сексом со свиньёй в прямом эфире. Принцессу отпускают ещё до того, как он начал, но никто этого не заметил, так как вся страна прильнула к телевизорам.
Действие происходит в обществе, где единственным источником энергии являются динамо-машины, и часть граждан должна крутить педали велотренажеров для обеспечения человечества электроэнергией. За это они получают так называемые «призы» — виртуальные деньги, которые можно потратить на еду, телешоу и покупку новой одежды для своего аватара. Просмотр рекламы в этом обществе является обязательным, за возможность не смотреть рекламу каждый обязан уплатить штраф. После работы граждане проводят все время в изолированных комнатах за просмотром телешоу и рекламы. Главный герой, Бинг Мэдсен, располагает 15 миллионами «призов». Ему не на что их тратить, пока он не встречает девушку Эби. Эби красива и хорошо поет, и Бинг предлагает ей поучаствовать в конкурсе звезд, который позволит вырваться из низов, и покупает для неё входной билет за 15 миллионов.
«Всё о тебе»
Действие происходит в обществе, где каждый человек может имплантировать себе специальный чип, записывающий все увиденное и способный воспроизводить записи с помощью бионических контактных линз. Главный герой, адвокат Лиам Фоксвелл, начинает ревновать свою жену Фиону к их общему знакомому — циничному ловеласу Джонасу, с которым у Фионы когда-то был роман. Ревность не дает Лиаму покоя, он третирует свою жену с помощью записанных воспоминаний о вечеринке, на которой она якобы уделяла излишнее внимание Джонасу. С помощью записанных воспоминаний Лиам выясняет, что роман Фионы и Джонаса длился более полугода, кроме того Фиона изменяла Лиаму уже во время замужества.
Первый сезон (2011)
«Национальный гимн»
Неизвестные похищают британскую принцессу Сюзанну, красивую молодую девушку и всенародную любимицу. Похитители выдвигают единственное требование — чтобы действующий премьер-министр Великобритании совершил половой акт со свиньей, и это должно транслироваться по всем кабельным и спутниковым каналам национального телевидения. Требования террористов записаны на видео и размещены на Youtube, поэтому сохранить скандальную запись в тайне не удается. У кабинета премьер-министра есть всего несколько часов на принятие решения. Попытки розыска и захвата похитителей заканчиваются провалом. Идея заменить премьер-министра порноактером утекает в Twitter и похитители при помощи новой видеозаписи убеждают общественность в том, что отрезали принцессе палец для демонстрации серьёзности своих намерений. После этого общественное мнение склоняется к тому, что премьер-министр должен выполнить требования похитителей. Премьер-министр вынужден заняться сексом со свиньёй в прямом эфире. Принцессу отпускают ещё до того, как он начал, но никто этого не заметил, так как вся страна прильнула к телевизорам.
«15 миллионов призов»
Действие происходит в обществе, где единственным источником энергии являются динамо-машины, и часть граждан должна крутить педали велотренажеров для обеспечения человечества электроэнергией. За это они получают так называемые «призы» — виртуальные деньги, которые можно потратить на еду, телешоу и покупку новой одежды для своего аватара. Просмотр рекламы в этом обществе является обязательным, за возможность не смотреть рекламу каждый обязан уплатить штраф. После работы граждане проводят все время в изолированных комнатах за просмотром телешоу и рекламы. Главный герой, Бинг Мэдсен, располагает 15 миллионами «призов». Ему не на что их тратить, пока он не встречает девушку Эби. Эби красива и хорошо поет, и Бинг предлагает ей поучаствовать в конкурсе звезд, который позволит вырваться из низов, и покупает для неё входной билет за 15 миллионов.
«Всё о тебе»
Действие происходит в обществе, где каждый человек может имплантировать себе специальный чип, записывающий все увиденное и способный воспроизводить записи с помощью бионических контактных линз. Главный герой, адвокат Лиам Фоксвелл, начинает ревновать свою жену Фиону к их общему знакомому — циничному ловеласу Джонасу, с которым у Фионы когда-то был роман. Ревность не дает Лиаму покоя, он третирует свою жену с помощью записанных воспоминаний о вечеринке, на которой она якобы уделяла излишнее внимание Джонасу. С помощью записанных воспоминаний Лиам выясняет, что роман Фионы и Джонаса длился более полугода, кроме того Фиона изменяла Лиаму уже во время замужества.
Второй сезон (2013)
«Скоро вернусь»
Молодая пара — Марта и Эш — переезжает жить за город. Эш увлечён общением в социальных сетях, он постоянно проверяет и обновляет свои страницы. На следующий день после переезда Эш погибает. После похорон подруга Марты рассказывает ей о новой онлайн-услуге, позволяющей людям оставаться в контакте с умершими. Услуга использует информацию из прошлого общения человека в соцсетях и способна создать виртуальный аналог пользователя. Марта с раздражением отвергает идею замены настоящего Эша искусственным, но спустя некоторое время всё же проявляет к ней интерес. Марта начинает общаться с виртуальным Эшем посредством электронных сообщений, а позже загружает в базу данных сервера сохранившиеся у неё видео- и аудиофайлы: теперь она может слышать голос Эша и видеть его изображение на экране. Марта потрясена этой новой возможностью общаться с умершим мужем, но постепенно такое общение становится для неё обычным делом: теперь она разговаривает с Эшем без остановки. Она рассказывает ему о текущих делах, делится новостью о своей беременности, они вспоминают милые подробности того счастливого периода, когда были вместе. Однажды Эш рассказывает Марте об экспериментальном проекте по созданию человеческого тела из синтетической плоти. Марта заказывает себе такой прототип и загружает в него все характеристики Эша. За исключением мелких деталей, клон удивительно похож на умершего мужа Марты: у него та же внешность, выражение лица, мимика и голос. Марте непросто смириться с фактом существования «ожившего» Эша, но она всё же продолжает с ним активно общаться и даже вступает в интимные отношения, которые неожиданно для неё самой приносят ей видимое наслаждение. Заключительная часть эпизода отражает внутреннюю борьбу рационального восприятия Мартой новой техногенной реальности с эмоциональным её отторжением.
Молодая пара — Марта и Эш — переезжает жить за город. Эш увлечён общением в социальных сетях, он постоянно проверяет и обновляет свои страницы. На следующий день после переезда Эш погибает. После похорон подруга Марты рассказывает ей о новой онлайн-услуге, позволяющей людям оставаться в контакте с умершими. Услуга использует информацию из прошлого общения человека в соцсетях и способна создать виртуальный аналог пользователя. Марта с раздражением отвергает идею замены настоящего Эша искусственным, но спустя некоторое время всё же проявляет к ней интерес. Марта начинает общаться с виртуальным Эшем посредством электронных сообщений, а позже загружает в базу данных сервера сохранившиеся у неё видео- и аудиофайлы: теперь она может слышать голос Эша и видеть его изображение на экране. Марта потрясена этой новой возможностью общаться с умершим мужем, но постепенно такое общение становится для неё обычным делом: теперь она разговаривает с Эшем без остановки. Она рассказывает ему о текущих делах, делится новостью о своей беременности, они вспоминают милые подробности того счастливого периода, когда были вместе. Однажды Эш рассказывает Марте об экспериментальном проекте по созданию человеческого тела из синтетической плоти. Марта заказывает себе такой прототип и загружает в него все характеристики Эша. За исключением мелких деталей, клон удивительно похож на умершего мужа Марты: у него та же внешность, выражение лица, мимика и голос. Марте непросто смириться с фактом существования «ожившего» Эша, но она всё же продолжает с ним активно общаться и даже вступает в интимные отношения, которые неожиданно для неё самой приносят ей видимое наслаждение. Заключительная часть эпизода отражает внутреннюю борьбу рационального восприятия Мартой новой техногенной реальности с эмоциональным её отторжением.
«Белый медведь»
Молодая женщина приходит в себя после очевидной потери сознания: у неё болит голова, оба запястья забинтованы, она не понимает, где находится, и не помнит ничего из своего прошлого. Женщина выходит из дома и обращается за помощью к прохожим. Однако те молча рассматривают её и снимают камерами телефонов. Из подъехавшего автомобиля выходит вооружённый мужчина в маске и начинает преследовать женщину, стреляя в неё на ходу. Она в ужасе пытается спастись бегством. Присоединившаяся к ней девушка рассказывает о том, что короткое время назад по условному телесигналу в городе началась некая странная жестокая игра: люди теперь делятся на наблюдателей (их подавляющее большинство), охотников и жертв-мишеней. Далее следует череда головокружительных событий, связанных с побегом двух женщин и их преследованием. В один из кульминационных моментов погони декорации вдруг исчезают и становится понятно, что всё происходящее с главной героиней — не более чем изощрённое телешоу, основанное на совершенно невероятном, но якобы вполне законном судебном решении: женщину наказывают за совершённое ранее ужасное преступление.
«Момент для Уолдо»
Джейми Солтер — заурядный комик-неудачник. Он озвучивает на телевидении анимацию синего медведя по имени Уолдо, который интервьюирует политиков и других влиятельных лиц. Собеседники Уолдо думают, что эти интервью предназначены для детской телевизионной программы, тогда как на самом деле их готовят для ночного комедийного шоу. Во время подготовки пилотного проекта продюсер Джек Напьер, владеющий правами на Уолдо, в шутку предполагает, что Уолдо мог бы конкурировать с реальными политиками на предстоящих выборах в Стентонфорде (город вымышлен), и, таким образом, выступить против опрошенного им ранее кандидата-консерватора Лиама Монро. Джейми не горит желанием входить в мир политики, поэтому вначале от этой сумасбродной идеи отказывается. Однако некоторое время спустя всё же соглашается следовать предложенному Джеком плану.
Специальный рождественский выпуск (2014) «Белое рождество»
Где-то посреди заснеженной пустыни стоит одинокий форпост. Мэтт и Джо работают вместе уже пять лет, но практически друг с другом не разговаривают. За рождественским ужином между ними завязывается разговор, и они делятся друг с другом тремя жуткими историями из своей жизни и не только.
Молодая женщина приходит в себя после очевидной потери сознания: у неё болит голова, оба запястья забинтованы, она не понимает, где находится, и не помнит ничего из своего прошлого. Женщина выходит из дома и обращается за помощью к прохожим. Однако те молча рассматривают её и снимают камерами телефонов. Из подъехавшего автомобиля выходит вооружённый мужчина в маске и начинает преследовать женщину, стреляя в неё на ходу. Она в ужасе пытается спастись бегством. Присоединившаяся к ней девушка рассказывает о том, что короткое время назад по условному телесигналу в городе началась некая странная жестокая игра: люди теперь делятся на наблюдателей (их подавляющее большинство), охотников и жертв-мишеней. Далее следует череда головокружительных событий, связанных с побегом двух женщин и их преследованием. В один из кульминационных моментов погони декорации вдруг исчезают и становится понятно, что всё происходящее с главной героиней — не более чем изощрённое телешоу, основанное на совершенно невероятном, но якобы вполне законном судебном решении: женщину наказывают за совершённое ранее ужасное преступление.
«Момент для Уолдо»
Джейми Солтер — заурядный комик-неудачник. Он озвучивает на телевидении анимацию синего медведя по имени Уолдо, который интервьюирует политиков и других влиятельных лиц. Собеседники Уолдо думают, что эти интервью предназначены для детской телевизионной программы, тогда как на самом деле их готовят для ночного комедийного шоу. Во время подготовки пилотного проекта продюсер Джек Напьер, владеющий правами на Уолдо, в шутку предполагает, что Уолдо мог бы конкурировать с реальными политиками на предстоящих выборах в Стентонфорде (город вымышлен), и, таким образом, выступить против опрошенного им ранее кандидата-консерватора Лиама Монро. Джейми не горит желанием входить в мир политики, поэтому вначале от этой сумасбродной идеи отказывается. Однако некоторое время спустя всё же соглашается следовать предложенному Джеком плану.
Специальный рождественский выпуск (2014) «Белое рождество»
Где-то посреди заснеженной пустыни стоит одинокий форпост. Мэтт и Джо работают вместе уже пять лет, но практически друг с другом не разговаривают. За рождественским ужином между ними завязывается разговор, и они делятся друг с другом тремя жуткими историями из своей жизни и не только.